Экономика мирового моторного спорта: MotoGP и Формула-1 потеряли почти 45% оборота за год

0
28

Экономика мирового моторного спорта: MotoGP и Формула-1 потеряли почти 45% оборота за год

Два ключевых коммерческих чемпионата мира — Формула-1 и Мото Гран-При понесли серьезный ущерб в следствие пандемии Covid-19 в 2020 году, однако, они уверенно стоят на ногах: стали известны реальные потери и методология смягчения последствий, которые использовали гоночные серии.

МОТОГОНКИ.РУ, 24 мая 2021 — Исследование, кто, каким образом и как платит за MotoGP, МОТОГОНКИ.РУ приводили еще в 2020 году, чтобы стало ясно, как вообще строится экономика чемпионата мира.

Подробнее об этом читайте здесь: Кто и за что платит в Мото Гран-При

Экономика мирового моторного спорта: MotoGP и Формула-1 потеряли почти 45% оборота за год

Кто и за что платит в MotoGP

Из-за сокращения количества этапов, отмены гонок и выдворения с трибун зрителей реальный оборот Формулы-1 в 2020 году сократился на 43.4% — с 1.7 млрд евро до 963.4 млн.

MotoGP по-прежнему значительно меньше в целом, как коммерческая компания. Официальный оборот Dorna Sports в 2019 году составил 390 млн евро до налогообложения, а в 2020 году он упал до 215 млн, то есть на 44.9%.

Основной потерей MotoGP от коронавируса стало сокращение поступлений от продажи прав на проведения национальных Гран-При, то есть, платы местных промоутеров из-за форс-мажора (локдауны, отсутствие зрителей, запрет проведения массовых мероприятий и так далее). Выручка от продажи прав на этапы составляет 30% оборот Dorna Sports, и в 2019 году это принесло испанской компании 117 млн евро.

Экономика мирового моторного спорта: MotoGP и Формула-1 потеряли почти 45% оборота за год

Гран-При Катара удалось спасти в 2020 году, но частично

Зрители на трибунах платят примерно поровну — промоутеру и автодрому. Учитывая продажи прав, можно сказать, сколько приносит каждый пришедший на гонки живой зритель: по отчетности 2019 года посещаемость MotoGP составила 2.86 млн человек; каждый зритель принес Dorna Sports порядка 41 евро. Учитывая, что часть этого дохода Dorna инвестирует обратно, в инфраструктуру чемпионата, потеря зрителей в 2020 году практически лишила промоутера этой статьи дохода, но расходы остались прежними.

Продажа телевизионных прав составляла в 2019 году 45% доходов Dorna или 175.5 млн евро. Еще 78 млн компания заработала на мерчендайзинге, а 57 млн на прямой продаже контента через motogp.com. Сборы от спонсоров сократились на 28% до 56 млн.

В то же время, Dorna Sports удалось собрать огромную сумму для компенсации участникам чемпионата многих расходов. Традиционно, речь идет о покрытии логистических расходов командам, техническом обеспечении (покрышки, топливо, ГСМ), также промоутер субсидирует аренду прототипов у заводов. Команды, по сути, должны найти бюджет для самой организации коллектива, фонд заработной платы, R&D и госпиталити. Но в 2020 году госпиталити были закрыты, что не помогло командам собрать часть спонсорского бюджета. Не секрет, что появление VIP-гостей в паддоке помогает зарабатывать много денег. Но гостей в 2020 году не было вовсе…

Экономика мирового моторного спорта: MotoGP и Формула-1 потеряли почти 45% оборота за год

Такой картинки в 2020 году мы точно не увидим: Гран-При Италии снова пройдет за закрытыми дверями

Пандемия и новый медицинский протокол вынудил Dorna идти на совершенно новые расходы, связанные с тотальным тестированием и организацией доступа в паддок, чего никогда прежде не было в MotoGP. Новая, достаточно серьезная статья расходов ударила по бюджету чемпионата…

Кармело Эспелета признался, что ему пришлось призвать на помощь всех акционеров, чтобы собрать необходимые средства на начальной стадии кризиса. Программа спасения MotoGP состояла в тотальном сокращении расходов всеми сторонами, вовлеченными в чемпионат — от заводов до головного офиса Dorna: были сокращены зарплаты и дополнительные бонусы, максимально упрощены логистические пакеты и пакеты проживания сотрудников и так далее. Главной целью было — пережить трудные времена.

«Планирование сезона — большая и комплексная задача сама по себе, на вы всегда знаете, какие расходы нужно посчитать, какой бюджет надо найти, — говорит менеджер Petronas Sepang Racing Team Йоган Стигфельт. — А когда вы не знаете, состоятся ли поездки, намеченные через месяц, это усложняет планирование и ведет к неизбежным потерям. В 2020 году в апреле мы не знали наших планируемых затрат — будут они больше или меньше, чем в 2019 году. С одной стороны, отмена заокеанских этапов помогла сэкономить на логистике. С другой, все поездки были запланированы и забукированы еще в декабре! Мы вернули далеко не все средства, часть потеряна безвозвратно».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Сэм Лоус возглавляет Гран-При Франции в классе Moto2 по итогам свободных практик

Вакцинация всех участников чемпионата — от офисных сотрудников Dorna до механиков гоночных команд — палочка-выручалочка, благодаря которой в 2021 удалось снизить риски почти вдвое.

Однако, команды понесли новые расходы. Например, чемпионат целый месяц жил в Дохе, вместо того, чтобы приехать туда на 8-10 дней, включая тесты.

Экономика мирового моторного спорта: MotoGP и Формула-1 потеряли почти 45% оборота за год

Целый месяц жизни в Катаре — не самое дешевое и весьма сомнительное удовольствие

Гран-При Катара — самый дорогой этап MotoGP (после Гран-При Японии), он даже дороже, чем поездка в Австралию и США из-за особенностей организации логистики и оформления в этой стране. Проживание, питание и жизнеобеспечение чемпионата обошлось в копеечку. К счастью, у Dorna есть хорошие друзья в правительстве, которые помогли со многими вопросами.

«У нас всегда есть резерв и запасной план на случай, если ситуация начнет идти не так, и потребуются дополнительные расходы сверх бюджета, — продолжает Стигфельт. — Уже в Катаре мы вышли из рамок командного бюджета, который планировался и утверждался в декабре. Поэтому, нам пришлось урезать бюджеты на остальные этапы. К счастью, в этом году мы экономим из-за технической заморозки: так, Honda не поставляла нам новые прототипы в Moto3, и мы едем на прошлогодних; в Moto2 та же ситуация — прошлогоднее шасси. У нас осталось много невостребованных запчастей 2020 года, и мы будем использовать их — это хорошая экономия».

Экономика мирового моторного спорта: MotoGP и Формула-1 потеряли почти 45% оборота за год

Гонки с 50% заполнением трибун — меньшее зло. Гонки без зрителей — деньги на ветер

Что касается Формулы-1, здесь расходы в разы больше, и они непропорциональны MotoGP. Каждый этап F1 приносит Liberty почти 28.7 млн евро. Но каждый отмененный — это трехкратная потеря дохода (кроме отмены прямых поступлений, это компенсации по контрактам телевизионным компаниям и спонсорам). Каждый несостоявшийся этап Формулы-1 в 2020 году обошелся промоутеру в 84.3 млн чистых затрат!..

Liberty Media и Dorna Sports шли параллельными путями в спасении своего бизнеса: это тотальное затягивание поясов, создание «безопасного пузыря» в паддоке для борьбы с шансами стать рассадником Covid-19, заморозка разработок двигателей и аэродинамики и так далее. Прежде всего, нужен был рабочий план и календарь, когда они появились, остальное сложилось само собой.

Если календарь MotoGP 2021 года, который был подтвержден Dorna до середины сентября сохранится, а заокеанских этапов в этом году не будет, команды смогут сэкономить дополнительно до 15% своего бюджета на командировочных расходах. Про Гран-При Австралии уже все ясно — гонки не будет, похожая ситуация с Индонезией. Япония, Малайзия и Тайланд переживают не лучшие дни в плане схватки с Covid-19, и скорее всего, национальных этапы там будут отменены. В любом случае, допуск зрителей на трибуны однозначно будет закрыт, что сделает эти этапы нецелесообразными даже для Dorna Sports.

P.S. По данным Motosprint и Motorsport-Total