При этом потребители все чаще сталкиваются с просьбами оплатить покупки наличными или переводом на карту. Редакция Бизнес ФМ спросила предпринимателей и руководителей компаний, замечают ли они такие тенденции и чем объясняют возврат интереса к наличным платежам

Объем налички растет. На прошлой неделе в ЦБ подсчитали, что в третьем квартале ее доля выросла почти в пять раз год к году, на 659 млрд рублей. Это околорекордные показатели — больше было только в 2022 году.
Слушатели Бизнес ФМ рассказывают, что сейчас оплатить наличными просят в небольших магазинах, салонах красоты, автосервисах и так далее. Где-то за это даже дают скидки. Редакция спросила постоянных спикеров радиостанции: стали ли они чаще сталкиваться с такой практикой как обычные клиенты? И как они понимают такое поведение коллег с точки зрения бизнеса?
Инвестор Максим Ульянов:
«Я практически не расплачиваюсь наличкой, потому что мне неудобно, но количество просьб и предложений оплатить либо наличкой, либо переводом на карту я получаю все чаще и чаще. Мне ни разу не предлагали какую-то скидку за альтернативную форму оплаты, что опять же, я считаю, экономически не совсем честно по отношению ко мне как к покупателю — то есть точка экономит процент на эквайринге и при этом не готова поделиться со мной сохраненными средствами от этой комиссии. То есть я здесь опускаю вопрос, кто кассовые чеки дает / не дает, кто там скрывается от НДС и прочего, то есть я исхожу из презумпции добропорядочности, и что в данном случае люди просто пытаются минимизировать стоимость банковского обслуживания в своей платежной инфраструктуре. Поэтому я не согласен платить альтернативными способами, неудобными мне, так еще и без скидки. Я настаиваю на оплате картой, потому что мне начисляются различные преференции, бонусы, мили и прочее. Ну и второе, то, что мы сейчас допускаем, что некоторые точки могут таким образом не декларировать выручку и, соответственно, экономить на налогах. Я не уверен, что все это делают, но допускаю, что это может быть одной из причин такой страсти к оплате наличными в последнее время».
Руководитель компании — производителя упаковки на основе алюминиевой фольги ML-Group Валентин Скуратовский:
«С теми тратами, которыми я связан, я не сталкивался с такими предложениями, если честно. Весь семейный быт — на супруге, какие-то небольшие траты я делаю просто с карты. Пару раз просили по QR-коду заплатить, но так, чтобы наличными, нет. У меня в кошельке всегда небольшое какое-то количество есть наличных, но это просто на чай дать где-то в кафе. Я считаю, что все равно есть наличный оборот, все равно какие-то мелкие предприниматели, скорее всего, пытаются уйти от налогообложения. Я знаю, что в начале года принимали спокойно на карту в каких-то кальянных или барбершопах, то есть просили просто сделать перевод на карту. Скорее всего, сейчас банки стали строже относиться к таким регулярным переводам. Ну и, наверное, для малого бизнеса это самое понятное решение, чтобы налоги не платить. Насколько это безопасно, мне трудно сказать, насколько государство сможет добраться до каждого мелкого продавца или парикмахера».
Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России Ольга Киселева:
«Последнее время в театрах стали просить наличные в буфетах, чего обычно, в общем, почти не бывало уже, особенно в Москве, и, конечно, это все происходит и в маленьких магазинах, не в сетевых — когда ты рядом с домом заходишь в какой-нибудь маленький придомовой минимаркет, то иногда возникает ситуация, что кассир просит заплатить наличными. Обычно это объясняется, что там с терминалом какая-то проблема, что-то там не проходит, с интернетом какая-то беда и так далее. И вот я думаю, что, наверное, большая часть этих ситуаций связана со сложностями, с одной стороны, с интернетом, особенно с маленькими бизнесами, которые не сидят на оптоволокне, а работают от мобильного интернета. И это связано с тем, что и кассы частично могут не работать, и могут частично не работать терминалы. Я представитель фитнес-индустрии, и, честно говоря, в больших фитнес-клубах мы пока этой истории не видим, у нас большой оборот безналичных, и перехода в наличную зону в индустрии мы не видим».
Сооснователь и гендиректор компании товаров для детей Nappyclub Роман Квиникадзе:
— Наверное, только иногда просят в ресторанах оплатить наличными по возможности, частенько просят, допустим, в каких-то не очень крупных магазинчиках, торгующих фруктами или еще чем-нибудь, попросить перевести на карту, если у тебя наличных нет, наличные я практически не ношу, ну только мелочь на чаевые.
— Чем вы это объясняете?
— Интернет действительно не очень хорошо работает. Ну и судя по динамике увеличения налогов, как правило, бизнес в такие моменты начинает заниматься оптимизацией, как уж оптимизировать — не знаю, видимо, кому-то иногда в каких-то небольших магазинах проще получить наличные деньги. Наверное, январь-февраль станут показательными, как будут все адаптироваться к новому НДС, как будут слетать с лимитов упрощенцы, потому что сильно понизили лимит. Возможно, все это сразу в налоги будет уходить, ну и, соответственно, произойдет повышение цен.
В телеграм-канале BFMnews редакция радиостанции проводит опрос: стали ли вам чаще отказывать в приеме карт для оплаты? Больше половины ответили, что не замечали такого; около 30% говорят, что просить наличные стали чаще, но не настаивают на этом, и около 20% все чаще отказывают в оплате картой и предлагают на выбор наличку или QR-код.















































