За три года в России удалось импортозаместить производство базовых материалов на 95%, сообщили в ассоциации НОПСМ. За то же время строительство подорожало примерно на 130-150%, но это связано не только с материалами

За три года, прошедших с введения масштабных санкций против России, удалось полностью локализовать производство базовых стройматериалов, таких как цемент, газобетон, гипс, сухие смеси, изоляция, нерудные стройматериалы— в них доля отечественных материалов превышает 90-95%. Об этом сообщил Радио РБК исполнительный директор Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ, объединяет крупнейших российских производителей стройматериалов) Антон Солон.
«Частично локализованы отделочные и фасадные решения— керамогранит, фасадные панели, облицовочная плитка, где появились конкурентоспособные российские бренды. Сложнее обстоит дело с герметиками, лакокраской, крепежом, сантехнической керамикой— здесь еще велика доля импортных компонентов, но замещение идет, и появляются первые линии в России»,— добавил он.
На рынке нет дефицита стройматериалов, спрос обеспечен, а по некоторым позициям есть профицит, продолжил Солон. По его словам, в базовых категориях цены стабилизировались, в некоторых начали снижаться за счет конкуренции и снижения логистических издержек.
Главными поставщиками импортных материалов стали Турция, Китая, Индия, Белоруссия, Вьетнам и Иран: китайские компании поставляют оборудование, крепеж и химические компоненты, турецкие— фасадные и отделочные материалы, индийские и вьетнамские— химию и добавки.
За три года строительство подорожало примерно на 130-150%, однако рост связан не только с материалами, дело в совокупном повышении стоимости во всей экосистеме, объясняет Солон. Речь идет об энергоносителях, логистике, рабочей силе, кредитах и инженерной инфраструктуре. «Если говорить отдельно о материалах, то отпускные цены производителей выросли в среднем на 35–75%. Наиболее заметно подорожали товары с высокой долей импортных компонентов— клеи, герметики, крепеж, фасадные системы»,— добавил он. Солон подчеркнул, что производители стараются обеспечить качество вместо удержания цены.
Одним из главных факторов цены стала логистика. Выросла стоимость морских и сухопутных перевозок, сроки доставок увеличились, из-за чего логистика теперь может достигать до 25-30% себестоимости. Прежде всего, уточнил Солон, это характерно для крепежа, герметиков, оборудования и фасадной керамики. Он заверил, что отрасль адаптируется, но стабильное снижение цен произойдет лишь при развитии производств полного цикла внутри России.
В России теперь запущено собственное производство плитки и керамогранита, покрывается до 80-85% внутреннего спроса, а некоторые компании начали экспортировать продукцию, это одно из наиболее заметных достижений, отметил Солон. Прежде 80% оборудования для керамических заводов было заграничным, прежде всего из Италии и Испании, а сегодня компании работают на адаптированных линиях из Турции, Китая и российских аналогах.
«Остается зависимость от импортных добавок и печей для премиум-сегмента, но тенденция понятна— через два-три года мы выйдем на полную технологическую автономию. Главное— сегодня российская плитка перестала быть «заменой» и стала нормой рынка, что само по себе очень сильный сигнал»,— сказал директор НОПСМ.
Керамогранит действительно производится в России, но у подавляющего большинства российских производителей— 90%— это происходит на итальянском оборудовании, рассказал в эфире Радио РБК гендиректор ГК «Керамик Солюшнс Рус» (бренд Cersanit) Юрий Ковтун. Деталями российского производства были «не ответственные элементы или не специализированные единицы оборудования», которые применяются в широком диапазоне производства.
«Поэтому в целом сейчас нет российских аналогов, то есть не появилось российских аналогов ни по одной единице из этих вот ответственных элементов оборудования»,— подчеркнул Ковтун и добавил, что хорошо развиваются китайские производители. С его слов, при постройке нового завода на Китай будет приходиться 80% оборудования, на Россию— только 10%, и еще 10%— на Европу, которая «все равно остается» и нужна. «Ну либо нам придется как-то там каннибализировать старые линии, что-то мастерить своими руками»,— предупредил он.
Результатов работы замещения импортного оборудования российским не видно, отметил Ковтун, хотя отечественное программное обеспечение появилось.
«Мы уже давно работаем на нашей ERP— это 1С. Сейчас вот мы ушли от продуктов Microsoft на тоже локальный софт. Не могу сказать, что этот опыт пока у нас очень удачный, честно сказать, в первые две недели у меня лично, к сожалению, какбы стыдно об этом говорить, у генерального директора не должно быть состояния близкого к истерике, он у меня что-то было близкое»,— рассказал он.
Ковтун привел пример: софт поначалу не позволял посмотреть запланированные события в календаре больше, чем на неделю вперед. «И, во-вторых, он онлайн. То есть я открываю приложение в телефоне, и каждый раз, когда я его открываю, он начинает грузиться. При этом он не грузится с первого раза. Мы уже выработали в компании алгоритм, мы уже в инструкциях написали, надо сначала открыть почту, потом открыть календарь, потом закрыть приложение, снова его открыть, повторить эту последовательность, и тогда ты увидишь, сможешь посмотреть свои дела в календаре <…>. Это надо крепкую нервную систему иметь»,— описал процессы гендиректор «Керамик Солюшнс Рус». Он задался вопросом: как быть , если необходимо открыть такой календарь в самолете или при ограничениях мобильного интернета.















































