Китайские компании боятся получать деньги из России напрямую, чтобы не попасть под санкции, а бартерные сделки отследить гораздо сложнее. Чаще всего в таких сделках фигурируют зерно и сельхозтовары, с китайской стороны предлагаются автомобили или другая техника

Количество бартерных сделок между Китаем и Россией растет, пишет Reuters. Причина — китайские компании боятся получать деньги из России напрямую, чтобы не попасть под санкции, а бартерные сделки отследить гораздо сложнее. По данным агентства, одной из таких сделок стал обмен российской пшеницы на китайские автомобили. Объем зерна и количество машин не уточняются.
В двух других сделках семена льна из России обменивались на бытовую технику и строительные материалы из Китая. Стоимость одной из этих сделок оценивалась примерно в 100 тысяч долларов.
Комментирует секретарь генсовета Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский:
Максим Спасский секретарь генсовета Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей «Да, сейчас бартер рассматривается как инструмент обхода санкций. Эта тема как никогда актуальна. Дело в том, что, несмотря на то, что Китай является нашим стратегическим партнером и еще много различных терминов, ни китайские компании, ни китайские финансовые институты подпадать под вторичные санкции не готовы. Эта история в принципе решает несколько вариантов: уход от санкционного давления, снижение издержек. Для разных компаний приоритет разный. Основная история, почему бартерные сделки пока не набирают достаточно большой оборот, — это сложность проведения операции, проблемы с документооборотом, проблема договориться о стоимости товара. Вроде бы на бумаге смотрится все хорошо, но, когда ты с китайцами вступаешь в переговорный процесс, сейчас основная из проблем, которая не дает этому направлению сильно развиваться, — это увеличенный документооборот. Отслеживание бартерных сделок — это очень труднореализуемый проект, он требует внедрения прямо в документооборот таможенный, во всю вот эту историю. А с учетом того, что контроль внутри таможенных органов сейчас достаточно жесткий и не у каждого из сотрудников есть доступ, тот объем бартерных сделок, который сейчас существует, и даже потенциальный рост, не заставит американцев к этому активно присматриваться. В принципе, бартерные сделки сейчас идут по всем категориям товаров, но основная история, которая сейчас на слуху, это тема с зерновыми, потому что это очень конкурентный рынок, и, наверное, это сейчас тренд на ближайшее время, потому что это позволяет китайским зерновым трейдерам снижать стоимость российского зерна и занять свою нишу на китайском рынке. Лен, гречиха, пшеница. И вот последние сделки были по гороху бартером. Очень хорошо проходят бартерные сделки, когда есть готовый товар уже, например зерно в России, и какой-то товар на складах китайского производителя».
В прошлом месяце, как пишет Reuters, китайская Hainan Longpan Oilfield Technology заявила, что стремится торговать сталью и алюминиевыми сплавами в обмен на судовые двигатели.















































