Турецкий оператор отказался от перевозок российских грузов после атак на танкеры

10

Это компания Besiktas Shipping. Там заявили, что на фоне регулярных атак на танкеры в Черном море риски для экипажей и судов стали неприемлемыми. Могут ли последовать примеру турецкого оператора другие компании?

Турецкий оператор отказался от перевозок российских грузов после атак на танкеры

Первый оператор нефтяных танкеров отказался от судоходных операций с Россией. Это турецкая компания Besiktas Shipping. Ее танкер Mersin в конце ноября был поврежден у побережья Сенегала. Судно шло из Тамани в Дакар под флагом Панамы. Возможной причиной называли нападение. Судно перевозило нефтепродукты, из экипажа никто не пострадал.

В компании отметили, что ситуация с безопасностью в регионе «значительно обострилась». В беседе с Reuters представители Besiktas Shipping заявили, что «после тщательной оценки мы пришли к выводу, что риски, которым подвергаются наши суда и экипажи, стали неприемлемыми». В компании заверили, что соблюдали все международные санкции и торговые ограничения.

Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Много компаний занято в перевозке российской нефти, поэтому я могу предположить, что кто-то испугается, кто-то будет говорить, что он боится атак безэкипажных катеров. Кому-то проще слиться, чем продолжать работу. Но есть же и другие компании. Кто-то будет просто брать дополнительную страховку за риск, и поэтому оплата услуг этого агента будет стоить больше денег. Соответственно, она уложится в уровень дисконта российской нефти. Посмотрим, мне кажется, очень многие компании будут готовы дальше работать при условии доплаты и при условии, что мы с вами не увидим какой-то полномасштабной морской или воздушно-морской войны в Черном море. Путин вчера сказал, что в ответ на украинские действия, если они будут разрастаться, Россия может применить такие меры, как закрытие для Украины какого-либо доступа к морю. Понятно, что у России есть военные возможности — авиация, ракеты, подводные лодки. Порт Одессы тогда перестанет работать. До сегодняшнего момента существовало своего рода джентльменское соглашение. Де-факто украинский порт Одессы продолжает работать с возможностью получения как военных, так и гражданских грузов. В ответ порт Новороссийска может продолжать работать, причем это нужно не только для российской нефти, но и для казахстанской, в которой сидят американские инвесторы. Если Украина чувствует себя прижатой к стенке, начинает поднимать ставки в игре, значит, на каком-то этапе придется другим игрокам корректировать свою позицию — всем гражданским судоходным компаниям, посредникам и правительствам. Эрдоган сказал, что ему это не очень нравится. Я думаю, что это на самом деле шаг, которого многие не ждали. Эрдоган долгое время не делал заявлений негативного характера в адрес украинских властей, украинских военных. Вот теперь они пошли. Мне кажется, что Украина поднимает ставки в игре, в которой это поднятие ставок может кончиться для нее хуже. Америка не будет в восторге, что нефть не будет поступать, Казахстан не будет в восторге, что нефть не может идти через Черное море, Турция — сама импортер этой нефти, и для нее это будет не лучший вариант. Есть импортеры российской, казахстанской и американской нефти. Так что, мне кажется, Украина здесь играет с огнем довольно серьезным».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  WSJ назвала кандидата на покупку доли России в сербской NIS

Регулярные атаки на танкеры начались с конца ноября. 28-го числа танкер Kairos под флагом Гамбии загорелся в Черном море у берегов Турции из-за «внешнего воздействия». В тот же день танкер Viirat под флагом Гамбии подал сигнал бедствия в Черном море у берегов Турции. Анкара тогда выразила обеспокоенность. 30 ноября потерпел бедствие танкер Mersin, а 1 декабря танкер Midvolga 2, следующий из России в Грузию с грузом подсолнечного масла, подвергся (ссылка ведет на X, соцсеть заблокирована в РФ) атаке в 80 милях от побережья Турции.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковал Киев за отправку морских беспилотников для атаки на танкеры в турецких водах. По его словам, «эти атаки угрожают безопасности судоходства, жизни людей и окружающей среде, особенно в нашей собственной исключительной зоне».

Комментирует главред «Московского комсомольца» в Турции и автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев:

— Эрдоган дословно сказал, что нарастает угроза и что это вызывает беспокойство. Но в целом он постарался сделать это наиболее мягко. Турция в отношении России и в отношении Украины старается выдерживать определенный баланс, чтобы в будущем иметь возможность играть роль посредника. Анкара осуждает такие действия, считает их неприемлемыми и подчеркивает, что не хотела бы подобных ситуаций, любой угрозы любых конфликтов на территории Черного моря в целом. То есть Турция всегда выступала за то, чтобы Черное море было морем мирным, и тем более не хочет, чтобы ее втягивали в эти конфликты.

— Если ситуация с морскими беспилотниками не исправится, может ли в отношении к конфликту баланс Анкары пошатнуться?

— Я думаю, баланс не пошатнется в любом случае, потому что Турция сделает какие-то громкие заявления, может быть, вынесет какие-то предупреждения. Такого, чтобы Турция сожгла мосты, конечно, не будет. Но реакция будет резкой. Мне кажется, кстати, уже какие-то эти слова повлияли, потому что после того, как был подбит третий корабль, насколько я знаю, украинская сторона не взяла на себя ответственность, никто не заявлял, что это мы. Более того, они даже попытались это как-то скинуть на Россию, якобы это не Украина, это Россия. Если первые атаки были с такой помпой представлены, с таким пиаром, то третья атака уже не была бравадой со стороны Украины.

Владимир Путин на инвестфоруме ВТБ «Россия зовет!» ранее заявил, что Россия в ответ на атаки на танкеры расширит удары по украинским портам и по судам, заходящим в них. Он назвал атаки на танкеры пиратством. И подчеркнул, что Россия может отрезать Украину от моря, если пиратство с ее стороны продолжится.

Глава МИД Эстонии Маргус Цахкна также предостерег Украину от атак на суда в Балтийском море.